- ФИГУРЫ
ФИГУ́РЫ стилистические (лат. figura очертания, внешний вид, образ), любые обороты речи, отступающие от некоторой (ближе неопределяемой) нормы разговорной «естественности». Выделение и классификация Ф. были начаты античной риторикой. Различались Ф. мысли и Ф. слова: первые не менялись от пересказа иными словами, вторые менялись.
(А) Ф. мысли делились на уточняющие: 1) позицию оратора предупреждение, уступка («Пусть ты этого не знал, но ты ведь это сделал!»); 2) смысл предмета определение, уточнение, антитеза разных видов; 3) отношение к предмету восклицание от своего лица, олицетворение от чужого; 4) контакт со слушателями обращение или вопрос. Словесное выражение их усиливалось или амплификацией или, наоборот, умолчанием («Не буду говорить, что ты лжец, вор, разбойник, скажу лишь »).
(Б) Ф. слова делились на три вида: 1) Ф. прибавления (а) повтор разных видов, (б) «подкрепление» с синонимическим перечислением разного рода, (в) многосоюзие; 2) Ф. убавления силлепс, эллипс, бессоюзие; 3) Ф. перемещения (расположения) инверсия и, по существу, разные виды параллелизма: точный (изоколон) и неточный, прямой и обращенный (хиазм), незарифмованный и зарифмованный (гомеотелевтон). К этому же ряду могут быть причислены: 4) Ф. переосмысления тропы: с переносом значения (метафора, метонимия, синекдоха, ирония), сужением значения (эмфаза), усилением значения (гипербола), детализацией значения (перифраз).
Возможны и другие классификации, например различение Ф. протяженности (прибавление убавление), Ф. связности (соединение разъединение), Ф. значимости (уравнивание выделение). В зависимости от обилия Ф. разного рода стиль характеризуется (нетерминологически) как «объективный» (фигуры А2), «субъективный» (А3), «лирический» (А4), «пространный» (Б1), «сухой» (Б2), «образный» (Б4) и т. п. В эпоху Возрождения, барокко, классицизма Ф. культивировались сознательно (обилие Ф. считалось признаком высокого стиля); в XIXXX вв. изучение их было заброшено, и они употреблялись стихийно. К переработке теории Ф. на базе современной лингвистики стремятся представители некоторых современных структурных методов в литературоведении (см. Структурализм и Структурная поэтика).
Литература:
Античные теории языка и стиля, М. Л., 1936;
Горнфельд А. Г., Фигура в поэтике и риторике, в сб.: Вопросы теории и психологии творчества, 2 изд., т. 1, Хар., 1911;
Корольков В. И., К теории фигур, в кн.: Сб. науч. трудов Моск. гос. пед. института иностр. языков, в. 78, М., 1974;
Todorov T., Tropes et figures, в сб.: To honor R. Jakobson. Essays on the occasion of his seventieth birthday, v. 3, The Hague P., 1967.также литературу при ст. Тропы.
М. Л. Гаспаров.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.